Игра финансистов и бизнесменов: что такое сквош и как в него играть

Игра финансистов и бизнесменов: что такое сквош и как в него играть

История возникновения данного спорта

В данной статье вы узнаете всю необходимую информацию про сквош: как правильно играть в эту увлекательную игру, а также, что нужно знать, готовясь к покупке правильной экипировки.


Сквош, как и прообраз большого тенниса - реал-теннис, появился еще в начале 16 века. Именно во Франции, в эпоху, именуемой Ренессанс, дети любили играть в одну довольно простую игру: в маленьких двориках, самой обычной ракеткой, они отбивали мячи от стен. В это же время, но уже в Англии, похожим занятием увлекались заключенные из тюрьмы Флит Призон. Только ближе к 19 столетию, эта игра приобрела свое уникальное название. В переводе с английского языка, squash означает “сжимать”.


Предположительно в 1850-х годах, ученики школы, находящейся в одном из районов Лондона - Харроу, в ожидании занятия по реал-теннису, отбивали ракетками мячи по стене. Так как сами мячи имели немалый вес, в связи с этим управление школы попросило заменить такие мячи на более легкие и мягкие, а подобные тренировки со времени превратились в отдельное игровое направление.


Впервые ассоциация сквоша была основана в 1904 году в Соединенных Штатах Америки. А к концу 1990-х годов существовала Всемирная федерация сквоша (WSF).



Порядка 200 стран культивируют данную игру. Сквош состоит в перечне следующих игр:


  • Всемирные игры;

  • Игры Содружеств;

  • Азиатские игры;

  • Всеафриканские игры;

  • Панамериканские игры.


Что касается Олимпийских игр - уже в 2020 году, сквош официально станет частью их программы.

Правила, тактика и стратегия сквоша

Основным инвентарем для игры являются мягкий резиновый мяч, пустой внутри, диаметр которого составляет порядка 4 см и ракетка, напоминающая теннисную, но имеющая конусную форму. Занятия проводятся на закрытых кортах, с четырех сторон окруженными стенами: лицевой, двумя боковыми и задней. Передняя стена делится на несколько частей определенными линиями. Верхняя черта обозначает аут, средняя линию подачи, а нижняя отделяет часть, которая называется звуковой панелью или “банкой”.


Что такое сквош по своей природе? Это увлекательнейшее занятие, в котором игрокам по очереди необходимо совершать удары по мячу на лету или после того, как он впервые отпрыгнет от пола. Для подачи мяча предназначены специально расчерченные квадратные области на полу корта и область на передней стене, отделенная границей подачи.


Теперь давайте попробуем освоить главные правила сквоша. Всего проводится 3 или 5 геймов за турнир. Для того, чтобы победить, необходимо достигнуть в своем счете 9 (британская система) или 11 (американская система) очков, их начисление производится только тому игроку, который совершает подачи до тех пор, пока не упустит мяч. В ситуации, когда счет составляет 10:10, тогда соперники играют до того момента, пока разница не будет составлять два очка.


Перед подачей, игроки обязательно проводят разминку, нанося удары по мячу по очереди, суть данного упражнения состоит в том, чтобы разогреть сам мяч: по истечении пяти минут, он становится более жестким, что улучшает его игровые характеристики.


Результат жребия показывает кто из игроков будет совершать подачу первым. Для этого он сам выбирает в каком при этом квадрате будет находится, обязательным условием считается стоять одной ногой полностью в этой зоне, иначе будет засчитан Foot Fault и игрок теряет право подачи. Квадрат впоследствии можно сменить, в случае, когда игрок, который производил подачу - зарабатывает очко.


Направлять удары нужно в зону, отделенной границей аута и началом звуковой панели на лицевой стороне. При подаче не допускается касание мяча о другую стену перед падением  в стену перед игроком, а при ответном ударе, наоборот, данное действие разрешено.


Целью игры считается обыграть соперника так, чтобы он пропустил мяч и не смог нанести ответный удар.



При определенных условиях, удар, который наносит соперник в ответ, может быть не засчитан. К ним относятся: "Not Up", "Down" и "Out" (расшифровку данных определений вы сможете найти ниже в разделе основных терминов).


В силу того, что пространство для игры довольно ограничено, а на площадке порой могут находится до четырех человек, очень важным умением является осторожное и грамотное поведение на корте. Каждый из противников должен не загораживать другому видимость мяча, а также не создавать препятствий для подачи и ответных ударов в необходимой траектории. Если данное условие не было выполнено, то спортсмен может потерять очко. Также существует три варианта ситуаций при которых было совершено препятствие по отношению к другому игроку: "Let", "No Let" и "Stroke" (расшифровку данных определений вы сможете найти ниже в разделе основных терминов), в зависимости от особенностей каждого из вариантов исход будет разным.


Сквош содержит довольно непростые правила, содержащие много нюансов и особенностей, но поверьте, освоив их однажды - вы уже не сможете оторваться от этой игры, ведь она не только интересная и захватывающая, но и принадлежит к категории самого здорового спорта.


Основная тактика сквоша предполагает использование особого удара “прямой драйв” - это попадание мяча в любой из дальних углов боковых стен. Если же он коснется углов фронтальной стены, благодаря использованию атакующего приема “укороченный мяч”, то это может привести вас к победе, а сопернику придется преодолеть более длинный путь для того, чтобы отбить мяч.


Существуют определенные хитрости к которым прибегают профессионалы во время игры:


  • чтобы противник не смог нанести ответного удара, необходимо отправлять удары в зону, именуемую “Nick”, которая находится на стыке боковой стены и пола, а также в углы передней стены. В случае, если мяч пройдет мимо области, описанной выше, то ваш оппонент легко сможет его отбить и продолжить атаку;


  • постоянное пребывание в зоне “Т” - область на полу корта, разделенная красными горизонталями в центральной части. Данное расположение является максимально эффективным потому, что позволяет спортсмену с легкостью отбивать удары, летящие по любой траектории. Игроки могут быстрее попадать в любой участок площадки из такой позиции, при этом сводя на минимум любые перемещения. Профессионалы сквоша всегда стараются вернуться в область “Т” после нанесения ответных ударов;


  • и самый сложный маневр, приобретенный за годы постоянных тренировок и турниров, который используют спортсмены экстра-класса - это возможность предугадать, куда будет направлен удар противника и в соответствии с этим сделать ответный так, чтобы он имел нужное вам направление. Это довольно сложный навык, но очень полезный, помогающий вывести из строя своего оппонент.

Основные требования к сквош-корту

Правильная, успешная, и самое главное, безопасная игра в сквош, во многом зависит не только от качественного инвентаря, но и от условий в которых она проводится. Именно поэтому необходимо четко разобраться в том, какой должна быть спортивная площадка и соответствует ли она уже установленным нормам и требованиям WSF. В данной таблице вы сможете узнать размеры, необходимые для сквош-корта:



Длина корта 

9,75 м

Ширина корта

6,4 м

Высота от пола до нижней черты линии аута (лицевая стена)

4,57 м

Высота от пола до нижней черты линии аута (задняя стена)

2,13 м

Высота от пола до нижней черты линии подачи (лицевая стена)

1,78 м

Высота от пола до верхней черты звуковой панели (лицевая стена)

0,48 м

Расстояние от задней стены до ближайшей черты поперечной линии

4,26 м

Размеры квадратов для подачи

1,6 х 1,6 м

Ширина всех линий

5 м

Высота игрового пространства

5,64 м




Также в помещении, предназначенном для занятий должны соблюдаться следующие условия:


  • покрытия для стен должны быть максимум двух видов;

  • параметры освещения должны быть равны 500 лк;

  • смена объема воздуха должна проводится четыре раза за один час.


Существуют определенные требования и к стеклянным кортам: необходимая толщина материала должна быть равна 12 мм, а само стекло должно быть безопасным, это означает, что при ударе его осколки будут мелкими и с более мягкими краями.

Правильный инвентарь для сквоша: главные характеристики

Теперь, когда мы выяснили каким нормам должен соответствовать корт для сквоша - стоит перейти непосредственно к игровому снаряжению спортсмена. Подходящая индивидуально вам ракетка, обеспечит комфорт и уверенность во время занятия, минимизирует риск возникновения возможных травм, а также станет вашим верным спутником, с которым вы добьетесь немалых успехов в этой игре.


Для начала нужно разобраться из каких материалов производят данный инвентарь и какими преимуществами обладает каждый из них. Ракетка для сквоша изготавливается из следующих составляющих:


  • алюминий (из такого материала ракетка будет легкой, очень прочной и более бюджетной);

  • графит (как правило, выступает в качестве дополнительного материала, обеспечивает ракетке возможность совершать наиболее мощные удары за счет своей прочности);

  • фибергласс (этот материал в составе ракетки делает ее более гибкой, что позволяет лучше контролировать мяч);

  • титан (улучшает прочность ракетки и минимизирует ее вес);

  • hyper carbon (инновационный дорогостоящий материал, разработанный в тандеме с NASA, имеет наилучшие функциональные характеристики).


Большую роль в выборе удачной ракетки играют ее числовые характеристики. Обязательными параметрами, которые необходимо учитывать, являются:


Максимальное значение длины ракетки (измеряется под углом 90 градусов к ручке ракетки)

68,6 см

Максимальное значение ширины головы

21,5 см

Максимальное значение площади поверхности струн

500 кв.см.

Максимальное значение ширины пространства между струнами

0,7 см

Максимальное значение толщины обода и других элементов ракетки (измеряется под углом 90 градусов между струн)

2,6 см

Максимальное значение радиуса закругления обода в любой точке

5 см


Выбирая свою идеальную ракетку для сквоша, постарайтесь уделить внимание каждой детали, вплоть до всех значений и размеров касательно ее элементов. В силу того, что данный инвентарь это ваше основное и единственное орудие в игре - ракетка должна быть максимально удобной для вас, отлично ложиться в руку, не утяжелять ее, придавая вам уверенности и развивая ваш уровень игры до самого высокого.


Вторым главным атрибутом в сквоше является мячик. Его основные характеристики - диаметр равный 40 мм (с погрешностью 0,5 мм) и вес 24 гр (с отклонением в 1 гр). Для производства используется резина, которая имеет особое свойство - нагреваясь во время игры, она усиливает его отскок. В зависимости от этой характеристики, различают несколько видов, которые имеют специальную маркировку:


  • экстра медленный - имеет 2 желтых кружка (предназначен для чемпионатов);

  • супер медленный - 1 желтый кружок;

  • медленный - 1 желтый/зеленый кружок;

  • средний - 1 красный кружок;

  • быстрый - 1 синий кружок.



Существует также особый вид данного инвентаря, предназначенный для высоких гор и маркируется оранжевой точкой.


Игрокам с начальным уровнем рекомендуется выбирать мяч для сквоша, имеющим больший размер, чем стандартный и с более быстрым отскоком. Именно с таким видом новичку будет легче научится азам игры, а также лучше контролировать мяч и задавать ему правильное направление движения.

Кроссовки как один из важнейших элементов спортивной экипировки для сквоша

Очень важной частью экипировки считаются кроссовки для сквоша. Они играют особую роль во время игры - обеспечивают полную поддержку ног во время передвижений, минимизируют риск появления возможных травм, а также сохраняют энергию для более длительного поединка.

Несколько основных требований к данной спортивной обуви выглядят так:


  • подошва должна быть выполнена из каучука;

  • голеностоп должен иметь более широкую форму и хорошо фиксировать стопу;

  • кроссовки должны отлично иметь прочную сцепку с поверхностью корта;

  • в зоне пятки должна располагаться многоуровневая амортизация.

Основные термины игры

Кроме основополагающих правил в этой игре, существует также набор определенных терминов, которые необходимо знать каждому игроку. Рассмотрим подробнее каждый из них.


Knock-up (разминка) - совершение ударов игроками в своей очередности.


Down (ниже) - термин, означающий, что мяч перед попаданием на стену, находящуюся спереди, коснулся звуковой панели, ее границы или пола корта.


Game - период в состязании с того момента, когда была совершена подача и до того, пока противник не достиг необходимого количества очков (9 или 11).


Hand (подача) - промежуток времени в игре, когда спортсмен владеет мячом и совершает подачи до момента ее перехода к противнику.


Hand out (потеря подачи/переход подачи) - когда игрок теряет мяч и право подачи автоматически переходит на соперника.


Let (лет) - ситуация, в которой нельзя засчитать очко или переход подачи в силу того, что один из игроков создал препятствие другому.


Not Up (нет) - совокупность условий, при которых значит, что мяч приземлился неправильно:


  • была совершена неправильная подача или совершен ответный удар;

  • отскок мяча был совершен больше одного раза перед тем, как был нанесен ответный удар;

  • было совершено касание мяча об игрока, который должен отбить удар или об его одежду;

  • попытка подачи была произведена неудачно и больше одного раза.



Out (аут) - совокупность условий, при которых значит, что мяч после подачи коснулся:


  • черты аута лицевой стены или выше нее;

  • потолка или любого источника света, который там расположен.


А также была совершена его передача через:


любой источник света, находящийся на потолке и стене выше границы аута;

границу аута за пределы корта без касания какой-либо стены или просто за линию корта над стеной, в случае, если отсутствует зона аута (действует только для открытых кортов).


Quarter Court (четверть корта) - часть корта в зоне Т, расположенная по бокам центральной линии, которая делит всю игровую площадку пополам.


Rally (розыгрыш) - просто подача или подача с возвратом мяча, когда он выходит из игры.


Reasonable Backswing (допустимый  замах) - это подготовительное движение перед подачей мяча, во время него поднятие руки игрока вместе с ракеткой не должно полностью выстраиваться в прямую линию или горизонталь.


Reasonable Follow Through (допустимое сопровождение) - последующие движения по отношению к мячу. Во время них, поднятие руки игрока вместе с ракеткой не должно выстраиваться в прямую линию или горизонталь, при таком положении также не допускается совершение более широкой дуги, чем траектория полета мяча.


Service (подача) - удар по мячу игроком, знаменующий начало розыгрыша или игры.


Striker (отбивающий) - игрок, принимающий подачу от противника и совершающий ответный удар по мячу.


Stroke (удар) - действие, совершаемое по отношению к мячу любым из игроков на корте.


Drive (драйв) - прием при ударе, с помощью которого мяч имеет траекторию полета параллельную стене.


Lob (свеча) - термин, означающий, что мяч перелетел через противника.


Volley (удар на лету) - нанесение удара в момент, когда мяч еще не достиг пола корта.


Boast (рикошет) - удар, заданный в одну из стен, которая находится сбоку и ближе всего к спортсмену, с отскоком в лицевую стену.


Reverse boast (обратный рикошет) - удар, заданный в одну из стен, которая находится сбоку и дальше от спортсмена, с отскоком в лицевую стену.


Drop shot (короткий удар) - удар, заданный в стену, находящуюся перед игроком.


Kill shot (завершающий удар) - удар, совершаемый с большой силовой мощью для окончания игры.


Smash (смэш) - удар, совершенный над головой противника.


Tin (звуковая панель) - пространство, расположенное внизу передней стены, имеющее характерное звучания при попадании мяча по нему.